Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Адвокатура

оказание юридической помощи

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Особенности судебной аудитории

Судебная аудитория представляет собой определенное количество людей в зале судебного заседания, которые уча­ствуют в рассмотрении дела или интересуются им.

Судебную аудиторию составляют следующие группы:

1)          профессиональные участники процесса;

2)          представители общественности;

3)          иные участники процесса;

4)          слушатели.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Аудитория, в которой приходится выступать судебному оратору, очень разнородна по своему составу и функцио­нальным ролям. В нее входят следующие группы:

-профессиональные участники процесса (судья, проку­рор, адвокат, принимающие участие в рассмотрении дела в силу своих профессиональных и процессуаль­ных обязанностей);

-народные заседатели (граждане РФ, избранные в установленном законом порядке для участия в отправ­лении правосудия судами первой инстанции по уго­ловным и гражданским делам. Они избираются на предприятиях и в организациях открытым голосова­нием. В уголовном производстве народные заседате­ли участвуют, когда наказаниевозможно свыше 5 лет и не превышает 15 лет лишения свободы, а также по всем делам в отношении несовершеннолетних. Боль­шая часть гражданских дел, «если стороны против этого не возражают», рассматривается судьей едино­лично без участия народных заседателей. С создани­ем системы арбитражных судов экспериментально начали вводить институт арбитражных заседателей.

-присяжные заседатели (составляют коллегию из 12 человек).

-представители общественности (общественный обвинитель и защитник);

-иные участники процесса (подсудимый, потерпевший, гражданский ответчик и т.д.);

-родственники, близкие, друзья;

-публика.

Русский судебный оратор, наиболее близкий к идеалу русского судебного красноречия, он более беседует, чем декламирует или вещает, обращается больше к здравому смыслу, чем к фан­тазии присяжных; ему случается, конечно, апеллировать к их чувству, но не к их чувствительности. Он не чуждается украшений речи, но не в них ищет и находит главный ис­точник силы. Он никогда не говорит только на публику, никогда не забывает о деле, к разъяснению которого он призван, никогда не упускает из виду, что от его слов за­висит, в большей или меньшей степени, судьба человека. Он не нарушает, без надобности, уважения к чужой лич­ности, щадит, повозможности, даже своих противников, ни в чем существенном, однако, не уступая и не отступая.

Следует иметь в виду, что находящиеся в зале суда представляют собой два противоположных лагеря- обвинения и защиты. Каждая сторона стремит­ся оказать влияние на судей, народных, присяжных заседа­телей и на противную сторону, чтобы добиться желаемого результата. Поэтому зал суда нередко называют полем бит­вы за умы.

Все участники судебных прений в той или иной степе­ни испытывают также давление общественного мнения, руководствуются социально-политическими и нравствен­ными установками общества.

Важной особенностью судебной аудитории является ее повышенная эмоциональная напряженность. На суде сталки­ваются, переплетаются горе и радость, правда и ложь, лю­бовь и ненависть. Нередко стороны стараются возбуждать у присутствующих нужные им чувства: жалость, презрение, гнев, страх и т. п. Особой экспрессивностью обычно отли­чается поведение родственников дотерпевших и обвиняе­мых. Их слезы, выкрики отчаяния, вздохи,мимика, жесты накаляют обстановку в зале суда, психологически действу­ют на всех участников процесса, в том числе и на выступа­ющих с речью в судебном заседании.

Внимание аудитории можно привлечь и удержать следу­ющими приемами, которые одновременно могут являться средствами выразительности судебной речи, усиления ее эмо­ционального воздействия.

1.  Прямое требование внимания от слушателей.

2.           Пауза.

3.           Голосовые приемы.

4.           Обращение к слушателям с вопросом, связанным с со­держанием речи. Такие вопросы обостряют и активизируют
внимание аудитории.

5.     Заранее знать о том, о чем предстоит говорить в по­следствии.

6.Неожиданный перерыв мысли.

7.Средства языковой выразительности (пословицы, по­
говорки, яркие образы, юмор).

8.        Жест и движение.

В зависимости от ситуации общения, характера аудитории, ее состава, количества слушателей используются самые разнообразные обращения: «Товарищи!», «Уважаемые (глубо­коуважаемые, дорогие) товарищи!», «Друзья!», «Уважаемые (глубокоуважаемые, дорогие, юные) друзья!», «Дамы и гос­пода!», «Уважаемые (глубокоуважаемые, дорогие) дамы и господа!», «Коллеги!» и т. п. Целесообразно время от вре­мени повторять эти обращения, использовать их разные формулировки. Удачно найденные слова обращения позво­ляют оратору расположить к себе аудиторию.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т. е. повышение или понижение тона голоса, изме­нение его громкости, темп речи и др. Например, если вы­сота звука на всем протяжении речи неизменна, то речь становится монотонной и «усыпляет» слушателей. Очень быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, перестать слушать выс­тупающего. Замедленная речь тоже расхолаживает слуша­телей, ослабляет их внимание. Действенным средством уп­равления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано.