Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Адвокатура

оказание юридической помощи

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

 Виды подготовки

Повседневная подготовка. Овладение ораторским искус­ством - процесс длительный, требующий постоянной ра­боты над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. д.). Поэтому важное место в дея­тельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывный процесс работы над со­вершенствованием своего речевого мастерства, системати­ческое риторическое самообразование.

Что же представляет собой повседневная подготовка? Исследователи относят к ней следующие действия:

Приобретение новых знаний, накопление сведений из раз­личных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной лите­ратуры. Постоянное стремление к новым знаниям, расши­рение сферы своих интересов - вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

1. Создание собственного архива. Человеку, которому при­ходится часто публично общаться, необходимо целенаправ­ленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал. Следует задумы­ваться, можно ли использовать в своих выступлениях встре­тившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, харак­теристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интер­нет и телевидение. Сегодня есть возможность сделать за­пись ярких выступлений политических и общественных деятелей государственного и местного масштаба, хозяй­ственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. Конечно, невозмож­но заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего при­ходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэ­кономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготов­ку, не окажется возможности поработать перед выступлени­ем в библиотеке, порыться в справочниках, почитать соответ­ствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации материала и активно со­здавать свой архив.

2. Овладение техникой речи.

Основные элементы речевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос (правиль­ные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетли­вости в произношении слов, слетов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание вы­ступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состо­янии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

3. Повышение культуры устной и письменной речи.

Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно все­гда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь чет­ко формулировать мысли, образно и эмоционально выра­жать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он скорее всего по привычке непра­вильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте вы­ступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разгово­рах, беседах, обсуждениях различных проблем в Кругу дру­зей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарс­ких и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

4. Критический анализ выступлений. Повышению ораторско­го мастерства способствует и критический анализ выступле­ний. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференци­ях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызы­вает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, сло­ва, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникающих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

5. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методи­ческие знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как постро­ить ораторскую речь, какие приемы управления аудитори­ей можно использовать и т.д.

     История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщатель­но готовились к своим выступлениям. Известно, что все мастерство знаменитого Демосфена, вся его сила как ора­тора были добыты постоянным, упорным, целеустремлен­ным трудом. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабости, освободился от физичес­ких недостатков, мешавших ему произносить речи. Таким образом, повседневная подготовка повышает про­фессиональный уровень оратора.

II. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

Подготовка к выступлению — очень важное и ответствен­ное дело. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь». Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, це­лей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуаль­ных особенностей, от состава аудитории, в которой предсто­ит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические уста­новки.  

     Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи:

 1) нахождение, изобретение (инвенция) — систематизация содержания речей и ис­пользуемых в них доказательств;

 2) расположение (диспози­ция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противно­го) и заключение;

3) словесное выражение (эллокуция) — отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;

4) запоминание;

 5) произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы и определение целевой установки; подбор материалов; изу­чение и анализ отобранного материала; разработка плана выступления, работа над композицией; написание текста выступления; овладение материалом выступления.

Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов подготовки публичного вы­ступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не все­гда приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учи­тываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, сто­ящие перед ней, т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделе­нии круга вопросов для освещения. При самостоятельном же выборе темы желательно учи­тывать следующие рекомендации:

 Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или прак­тический опыт. Специалисты советуют придержи­ваться полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний,

чем обладают слушатели.

 Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать со­лидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутит, озадачит или обидит слушателей. Поэтому при выборе темы важно учитывать конкретные обстоятельства, в кото­рых будет произнесена речь.

Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. По определению психологов, интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельно­сти и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действитель­ности. Интересы бывают общественные, профессио­нальные, партийные, личные и т. п. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными. Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выс­тупления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Название речи дол­жно отвечать целому ряду требований. Прежде всего тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предсто­ящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

Подбор материалов. Успех публичного выступления оп­ределяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий,чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по вы­бранной теме.

В методической литературе определены основные ис­точники, из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним от­носятся: официальные документы; научная, научно-популярная литература; справочная литература: энциклопедии, энциклопе­дические словари, словарипо различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иност­ранных слов, орфоэпические, орфографические, си­нонимов, антонимов, омонимов и др.), статистичес­кие сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели и т. п.; художественная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; материалы, помещенные в Интернете;результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения. Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем от­ношение к жизни слушателей или того коллектива, органи­зации, региона, о котором идет речь. Такой материал ожив­ляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Поиск материалов для ораторской речи требует опреде­ленного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библио­теке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систе­матическим, предметным), библиографическими издания­ми, справочной литературой. Большую помощь в поиске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время.

Очень важно научиться правильно работать с книгой. Прежде всего, следует определенным образом настроить себя, дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различной. Оратор может поставить перед собой за­дачу изучить по книге тот или иной вопрос, который пред­стоит освещать в выступлении; критически проанализиро­вать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, при­меры, интересные положения и т. д. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбини­рованное. При сплошном чтении книга прочитывается пол­ностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение - это сплошное чтение одних частей и выборочное других.

Работу над книгой советуют начинать с предварительно­го знакомства с ней. Сначала читается титульный лист кни­ги. На нем напечатаны название книги, которое дает пред­ставление о ее содержании, фамилия автора. Нередко на титульном листе указывается классификационная характе­ристика книги (учебник, учебное пособие, справочное по­собие/словарь-справочник и др.), позволяющая определить ее назначение.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет на­зад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэто­му требуется ознакомиться и с новой литературой по инте­ресующему вопросу.

На титульном листе указывается также наименование издательства и место издания книги. Следует просмотреть и оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Ознакомиться с книгой помогает аннотация, которая помещена на обороте титульного листа или в конце книги. В ней кратко рассказывается о содержании книги, говорит­ся о ее назначении, даются сведения об авторе и т. д.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомен­дуется прочитать их. В предисловии рассказывается исто­рия написания книги, передается ее краткое содержание, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или по­вторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в поиске материала для выступления. Он позволяет определить, какие из отобран­ных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы, и какие из них следует изучить более детально.

В процессе подготовки к выступлению нужно обязатель­но делать соответствующие записи прочитанного. Прав был Д. И. Менделеев, который утверждал, что найденная, но не записанная мысль — это найденный и потерянный клад. Наи­более простой вид записи — это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии. Выписки рекомендуется делать на кар­точках. Желательно, чтобы они были одинакового размера.

     На каждой карточке делают не более одной записи. В вер­хней части карточки следует указать тему, к которой отно­сится запись, а в нижней — подробно и в определенной последовательности записать «выходные данные» источни­ка т. е. фамилию и инициалы автора, название книги, ме­сто и год издания.

      Конечно, невозможно предложить рекомендации по подбору материалов для выступления, в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жиз­ни вырабатываются свои методы и приемы работы. Глав­ное, чтобы они были эффективными.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необ­ходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставле­ния с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться по­нять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступле­ния.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению спе­циалистов, заключается в том, чтобы выработать собствен­ное отношение к предмету речи, сформулировать свои мыс­ли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления. Как показывает практи­ка, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные не­достатки. Оратор, не продумавший плана выступления

Нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в от­веденное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором бу­дет излагаться материал, т. е. составить план.

По определению толкового словаря русского языка, план — это взаимное расположение частей, краткая про­грамма какого-нибудь изложения. На разных этапах подго­товки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. Охаракте­ризуем их.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сра­зу после выбора темы и определения целевой установки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об ох­ране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. д. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому важно сразу определить, какие конкрет­но вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступ­ления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отра­зить собственное решение раскрытия данной темы, его лич­ный подход к освещаемой проблеме. Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопро­сы выбранной темы, но и отобрать из них самые существен­ные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулиров­ки отдельных положений, указываются примеры, перечис­ляются факты, приводятся цифры, которые будут исполь­зованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегру­женными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как  они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. Это дает возможность устранить недостат­ки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами быва­ют не только законченные предложения, но и незакончен­ные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Основной план. На основе рабочего плана оратору реко­мендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облег­чить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясны­ми. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего основной план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выс­туплений ведут записи, и план помогает им следить за хо­дом изложения материала. В приветственных, воодушевля­ющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. При составлении плана важно соблюдать основное тре­бование, предъявляемое к нему: он должен быть логичес­ки выдержанным, последовательным, с естественным пе­реходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кро­ме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме. 

Работа над композицией. После написания плана орато­ру необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Как отме­чают теоретики ораторского искусства, наиболее распро­страненной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следую­щие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходи­мо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления. Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на сти­листические шероховатости, а затем переписывать, исклю­чая все лишнее, исправляя неправильные и неточные сло­ва, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т. д. Одним словом, оратор должен хорошо пора­ботать над языком и стилем текста своей речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написан­ную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не до­стигнешь, если речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает возмож­ность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т. п.

Овладение материалом выступления. Это весьма ответ­ственный этап в деятельности оратора. Иногда его называ­ют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыс­лить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечи­тать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Различные мастера судебной речи начинали свои выступления разными приемами, но все они отличались единой психологической направленностью – вызвать повышенную ориентировочную реакцию слушателей.

Вступительные части речей всех знаменитых судебных ораторов отличались краткостью. Но это краткость особого рода – стимул, обеспечивающий направленность сознания судебной аудитория. В каждом случае такое вступление имплицитно (скрытно) связано с возникшей судебной ситуацией, намерением судебного оратора, его процессуальной позицией. Здесь осуществляется психологический настрой слушателей.

Речь судебного оратора не должна начинаться вяло, бесцветно, трафаретно. Но вступление не должно быть насыщено и искусственным пафосом – аудитория еще не готова к эмоциональному сочувствию. Она еще полна ожиданий, готова к повышенной критичности. «Зацепить» же внимание слушателей можно и очень простыми, близкими аудитории проникновенными .словами. Эти слова должны быть «эмоциональным ключом» к последующему взаимодействию с аудиторией.

Уже древние ораторы различали три разновидности вступления: внезапное, естественное и искусственное. При внезапном вступлении оратор начинает речь с описания явления, отношение которого к рассматриваемому в суде вопросу остается некоторое время проблематичным. (Во вступлении может быть использовано и обращение к судьям, и критическая оценка одного из тезисов, провозглашенных процессуальным оппонентом, и видение своей процессуальной обязанности.) Но смысл первых фраз судебного оратора должен быть предельно ясен. Этот смысл должен быть принят аудиторией, поддержан ею.

При естественном вступлении оратор без лишних слов вводит слушателей в фабулу разбираемого события, кратко воссоздает основные его эпизоды, прибегая к психологическому стилю описания. При искусственном вступлении оратор начинает свою речь «издалека». (И нередко надолго застревает на этих отдаленных подступах.)

В основной части судебной речи выдвигаются основные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного оратора, используются различные средства убеждения суда в правильности избранной им позиции. Для этого оратор должен активизировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их по канве своих рассуждений. Необходимы предельная простота и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвязи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в сознании слушателей.

Стержень основной части судебной речи – изложение фактических обстоятельств дела. Это должен быть не скучный пересказ фактов, а живая, динамическая картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде – так, как событие развивалось в действительности или было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия.

В процессе доказывания одни положения обосновываются с помощью других, ранее доказанных обстоятельств. Анализ доказательств и их оценка – центральная часть судебной речи.

Судебные доказательства распределяются на ряд групп: подтверждающие или опровергающие событие преступления, подтверждающие или опровергающие конкретный состав преступления, подтверждающие или опровергающие отдельные эпизоды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего.

Все доказательства выстраиваются в систему, подтверждающую предлагаемую оратором версию и опровергающую все другие версии. Доказательства обычно выстраиваются по их нарастающей значимости.

Особое место занимают так называемые «личностные доказательства» – психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего. Эти характеристики должны быть психологически объективными и достаточно сдержанными. Отношение к подсудимому и потерпевшему со стороны обвинителя и защитника различно. Даваемые ими личностные характеристики не могут совпадать, но они не должны быть диаметрально противоположными. В этом случае обесценивается каждая из личностных характеристик.

При психологической характеристике личности необходимо выявить: систему базовых ценностных ориентаций личности, ее направленность, иерархию устойчивых мотивов поведения; психодинамические особенности психической саморегуляции, экстернальность или интернальность личности (ее ориентацию на внешние обстоятельства или внутренние устойчивые позиции), полезависимость или поленезависимость (зависимость или независимость от ситуативных обстоятельств); обобщенные способы поведения, характериологический тип личности; способы поведения, существенные для адекватной адаптации в расследуемой критической поведенческой ситуации; личностные акцентуации – «слабые места» в психической саморегуляции данного индивида; наличие у индивида возможных психических аномалий (неврозов, психопатических расстройств); дефекты социальной адаптации личности, мера нарушенности ее правосознания.

Характеристике подлежат все основные социально значимые качества личности, степень криминализации личности.

При психологических характеристиках необходимо крайне бережно относиться к личности, воздерживаться от предвзятых взглядов, грубых безапелляционных штампов. Судебная аудитория, как правило, очень чутко реагирует на любые «перехлесты» в характеристике человека. Характеристика личности должна быть основана на фактических данных уголовного дела. Но следует помнить, что иногда малозаметные поведенческие факты являются выражением глубинных личностных качеств. (Как говорили древние философы, о человеке правильнее всего судить по мелочам его поведения.)

Убедительнее всего звучат не собственные психологические оценки, данные обвинителем или защитником, а независимые экспертные оценки – отзыв о подсудимом и потерпевшем хорошо знавшими их людьми.

Большинство известных судебных деятелей России проявляли глубокие познания в психологии человеческого поведения. А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, выступая в качестве адвокатов, значительную часть своих речей посвящали психологии личности подзащитного. И это был высококвалифицированный анализ поведенческих особенностей защищаемых ими людей. Литературно-образные описания человеческих судеб в судебных речах зачаровывали и восхищали слушателей.

Раскрывая психологию поведения Бартенева, обвинявшегося в убийстве, Плевако блестящим психоаналитическим путем показал основания для оправдания подсудимого. Ни одного дела не проиграл этот «король защиты», юрист-психолог. Он свободно прочитывает и цитирует нужные места из научно-психологических работ Шульца, Каскара и многих других ученых, привлекает необходимые данные о роли наследственности, о психотравмирующих факторах пренатального и постнатального периода жизни человека.

Шел 1880 год. Еще только разгоралась полемика между антропологической и социологической криминологическими школами, а Ф. Н. Плевако уже успешно преодолевает односторонность обоих направлений. (Процесс по делу Прасковьи Качки.) Аффектогенная ситуация еще сужена судьями и прокурорами до обстоятельств, непосредственно предшествующих преступлению, а московский адвокат Плевако восклицает: «Неверно!». Психотравмирующая ситуация может длиться неделями, месяцами, даже годами. Событие, на которое отреагировал аффективной вспышкой подсудимый, само по себе выглядит поводом ничтожным. Необходимо видеть, что оно лишь последняя капля, переполнившая чашу терпения, и проследить, как и чем наполнялась эта чаша.

На суде всегда возникает необходимость психологического анализа различных поведенческих ситуаций, межличностных отношений – всего того, что называется житейской психологией. И здесь речь не идет о тайнах психоанализа. Житейской мудрости бывает достаточно, чтобы понять психологию взаимодействия людей. Важно только придать значимость всему тому, как ведут себя люди в различных жизненных ситуациях.

Каждое судебное дело конкретно. К нему нельзя подходить с общими мерками, оценочными стандартами. Бывают случаи, когда и убийцу можно оправдать, и строго осудить тех, кто, стоя в стороне, провоцировал преступление. Встречаются и такие дела, где в равной мере виновны и преступник, и его жертва. И часто, выступая по одному делу, могут оказаться правыми и обвинитель, и защитник. Один говорит о зле преступления, другой – о несчастье преступника. Поведение человека многомерно.

Говоря о мотивах преступления, следует учитывать, что мотив поведения – явление системно-личностное, сложное и многоплановое. Бывают и такие преступления, в которых не обнаруживается конкретный его мотив. Здесь на сцену выходят личностные дефекты на уровне подсознания, асоциальные установки поведения. Многие преступления совершаются на уровне личностных автоматизмов – поведенческих установок и привычек. Здесь традиционная трактовка преступления как продукта сознательной деятельности оказывается несостоятельной. Юристам необходимо быть осведомленными и в проблеме подсознательной регуляции поведения, ввести эту категорию в обиход юридической теории и практики.

Нравственно-психологическая оценка поведения преступника – итоговое заключение основной части судебной речи. Здесь необходимо дать ответ на вопрос: шел ли сам подсудимый навстречу своему преступлению или оно как рок неумолимо настигало его? Стремился ли сознательно человек к совершению зла или зло настигало его самого?

Искусство судебной речи – сказать так, чтобы судьи молчаливо сами добавили недоговоренное, чтобы вызвать их позиционную солидарность. Но это не означает, что судебное красноречие важнее юридического рассмотрения сущности дела.

В заключительной части судебной речи акцент делается на юридической стороне дела. Заключение судебной речи должно быть кратким и выразительным. Оно должно содержать итоговое определение позиции судебного оратора.

Позиция любого судебного оратора должна быть правдивой. На стороне правды, как заметил еще Аристотель, всегда больше логических доказательств и нравственных доводов.