Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Адвокатура

оказание юридической помощи

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

 Объединения адвокатских коллективов

Единственной формой объединения адвокатов советского периода были коллегии адвокатов областей, краев, автономных республик, союзных республик.

Между собой коллегам адвокатов в правовом и организационном отно­шениях были разобщены и если связи спонтанно возникали, то в основ­ном по линии совместных научно-практических конференций. Союзный закон об адвокатуре (от 30.11.1979 г.) не предусматривал создания каких-либо структур и органов, объединяющих коллегой адвокатов СССР.

Важным достижением последнего десятилетия является формиро­вание объединений (ассоциаций, союзов) адвокатов. Именно через эти объединения у адвокатуры появилась возможность влияния на содержание законодательства, так или иначе касающегося адвокату­ры, ее организации, принципов деятельности, статуса в обществе и государстве. Через объединения адвокатура России влияет на форми­рование социальных и правовых гарантий независимости адвокатов, ищет способы защиты адвокатов от диктата государственных органов, произвола чиновников госаппарата.

Через объединения адвокатура России вышла на международную арену.

Первым объединением адвокатских коллегий на территории СССР стал Союз адвокатов, который с распадом СССР обрел статус между­народного, объединяя адвокатские коллективы стран Содружества Не­зависимых Государств и некоторых стран Запада.

Действующий ныне устав Международного союза (содружества) адвокатов принят постановлением его I Ассамблеи 21 мая 1992 г. Из­менения в него были внесены III Ассамблеей 22 мая 1998 г. (опублико­ван в газете «Адвокат», ноябрь 1998 г.).

Устав предусматривает задачи Союза, его права и обязанности, членство в Союзе, его структуру и руководящие органы, источники денежных средств и пр.

В качестве целей Союза (ст. 2 устава) указываются: содействие обес­печению высоких стандартов мастерства, профессиональной этики, единства и сотрудничества адвокатов; защита прав и свобод, чести и достоинства членов организации; пропаганда принципов и гарантий независимости адвокатуры; содействие развитию юридической науки, повышению правовой культуры населения; расширение и укрепление международных профессиональных и культурных связей адвокатов раз­ных стран и регионов.

Для обеспечения указанных целей Союз адвокатов создает НИИ адвокатуры; изучает и распространяет опыт лучших адвокатов; орга­низует научно-методическую работу; оказывает помощь адвокатским объединениям в проведении профессиональной учебы, организует международные семинары и конференции; разрабатывает проблемы адвокатской этики; учреждает печатный орган; организует обмен де­легациями; изучает и обобщает статус адвокатов в различных право­вых системах и пр.

Членство в Союзе может быть как коллективным, так и индиви­дуальным. В Союз могут быть приняты не только адвокаты, но и ученые-юристы, общественные деятели и общественные объединения.

Средства Союза формируются из вступительных взносов, доходов от печатных изданий, спонсорских пожертвований.

Органами Союза являются: ассамблея, формируемая из делегатов региональных и национальных отделений, которая утверждает устав, избирает президиум, правление и ревизионную комиссию. Имеет пе­чатное издание — газету «Адвокат».

В сентябре 1994 г. ряд коллегий адвокатов России провели учреди­тельный съезд Федерального союза адвокатов, на котором зафикси­ровали не только объединение российских адвокатов, но и утверди­ли свой устав. Этот Союз объединил 52 региональные коллегии адвокатов.

Федеральный союз адвокатов в отличие от Международного со­юза адвокатов является внутригосударственным формированием и преследует цели, ориентированные на наши внутренние проблемы: содействие процессу формирования правового государства; оказа­ние квалифицированной правовой помощи гражданам и организа­циям; повышение правовой культуры и правосознания граждан; обеспечение правовой защищенности адвокатов, развитию инсти­тута адвокатуры.

Соответственно этим целям определяются конкретные задачи и фор­мы деятельности Союза.

Его руководящими органами являются: съезд, исполком, прези­дент. Контролирующим органом является ревизионная комиссия. Средства союза складываются из членских взносов, добровольных пожерт­вований, доходов от издательской и иной деятельности.

Во многих своих положениях устав Федерального союза адвокатов России напоминает устав Международного союза адвокатов, что вполне естественно, ибо отдельные задачи и цели их деятельности совпадают. Московской городской коллегией адвокатов с 2000 года издается журнал «Вопросы адвокатуры».

Параллельно Федеральному союзу адвокатов действует на террито­рии России аналогичный союз, именуемый Гильдией российских ад­вокатов (далее — Гильдия), также имеющей свой устав, принятый учредительной конференцией в январе 1995 г. По сути, Гильдия есть объединение так называемых параллельных коллегий адвокатов, со­зданных их учредителями с ведома и согласия Минюста РФ к середи­не 90-х годов XX в., потеснивших традиционные коллегии на рынке правовых услуг.

Органами самоуправления Гильдии являются: съезд, совет колле­гий адвокатов, исполком, президент, вице-президент, президиум Гиль­дии, ревизионная комиссия. Устав Гильдии подробно описывает функ­ции и порядок деятельности этих органов.

Ее цели и задачи — конгломерат из привычных формулировок Положения об адвокатуре и уставов союзов адвокатов. Издает «Вест­ник Гильдии российских адвокатов» и журнал «Российский адвокат».

Была попытка создания еще одного союза адвокатов России, на базе нескольких коллегий субъектов федерации под названием «Ассо­циация адвокатов России» (Саратов).

Практика показала, что существование нескольких адвокатских ассоциаций (союзов) на территории одного государства влечет с не­избежностью ряд отрицательных последствий: разнобой мнений при решении одних и тех же вопросов жизни адвокатуры, усложнение представительства адвокатуры в органах законодательной, исполни­тельной и судебной власти, снижение в конечном счете престижа объединений.

Понимание этого привело к решению о необходимости объедине­ния указанных союзов в единый Федеральный союз адвокатов Рос­сии, что и произошло в начале 2000 года.

Объединительный съезд представителей адвокатских ассоциаций и коллегий, состоявшийся 26 февраля 2000 года, принял устав Обще­российской общественной организации «Федеральный союз адвокатов России» (ФСАР). Этот устав создавался на базе устава Федерального союза адвокатов (регионального) России, принятом 13 сентября 1994 г. и был официально зарегистрирован Министерством юстиции РФ 28 июля 2000 г.

Устав ФСАР представляет собой детально разработанный норма­тивный документ, включающий разделы: общие положения, цели и задачи Союза, деятельность Союза, условия вступления в Союз, пра­ва и обязанности его членов, структура Союза, порядок образования и компетенция органов Союза и др.

Статья 6 устава содержит перечень задач Союза, в числе главных названо «содействие дальнейшему укреплению и развитию независи­мой, сильной, авторитетной адвокатуры как важного условия форми­рования правового государства».

В последующем при Союзе был создан научно-методический центр (НМЦ), призванный содействовать реализации задач Союза, требую­щих научного обеспечения. Задачи и методы деятельности НМЦ опре­делены положением о нем, проект которого был вынесен на обсужде­ние адвокатской общественности.

В сентябре 2000 г. на совместном заседании Исполкома Гильдии российских адвокатов, Президиума Федерального союза адвокатов России, с участием представителей Международного союза (содру­жества) адвокатов и ряда коллегий адвокатов субъектов Российс­кой Федерации, в целях принятия мер по дальнейшему реальному сплочению всех адвокатов России в единое сообщество подписан Меморандум[9] о создании единого федерального координирующего органа самоуправления адвокатуры — Федерального Совета адвока­туры Российской Федерации. Целями Федерального Совета адвока­туры объявлены:

· координация деятельности адвокатских объединений и коллегий адвокатов;

·         обеспечение представительства интересов всех российских адво­катов на федеральном уровне;

·         повышение эффективности оказания квалифицированной юри­дической помощи и создание благоприятных условий для обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граж­дан и организаций;

·         обеспечение правовой защиты самих адвокатов.

Участники совместного заседания, в частности, постановили[10]:

1.      На период до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих структуру орга­нов и деятельность адвокатуры в России и между съездами адво­катов России, Федеральный Совет адвокатуры Российской Феде­рации считается единым координирующим органом самоуправления адвокатуры.

2.      Избрать персональный состав Федерального Совета адвокатуры Российской Федерации на паритетных началах от Гильдии российс­ких адвокатов, Федерального союза адвокатов России и от Между­народного союза (содружества) адвокатов в количестве 15 человек, а также двух сопредседателей из их числа.

3.      Все решения Федерального Совета адвокатуры принимаются на основе консенсуса. В случае разногласий при решении тех или иных вопросов жизнедеятельности адвокатуры, обсуждение переносится на совместное заседание Исполкома Гильдии российских адвокатов и Пре­зидиума Федерального союза адвокатов России с участием представи­телей Международного союза (содружества) адвокатов.

4.      В целях создания единой правовой базы деятельности адвока­туры в Российской Федерации, а также для последующего законо­дательного закрепления сложившихся на практике единых правил профессиональной адвокатской этики возложить на Федеральный Совет адвокатуры функции координирующего органа по подготов­ке проектов федеральных законов и нормативных актов, имеющих отношение к вопросам адвокатской деятельности.

5.      Приступить к подготовке проектов документов, устанавливаю­щих единые принципы и правила адвокатской деятельности на терри­тории Российской Федерации:

·         правил приема, перевода и отчисления членов коллегий адвокатов;

·         правил адвокатской профессиональной этики;

·         норм внутреннего трудового распорядка;

·         единой формы официальных документов, дающих право на занятие адвокатской деятельностью, в том числе свидетельств, удостоверений, договоров на оказание юридической помощи и других;

·         единых правил приема и трудовой деятельности стажеров и по­мощников адвокатов;

·         единых правил создания новых коллегий и консультаций.

6.      Обратиться в Министерство юстиции РФ с просьбой о при­остановлении выдачи согласований на вновь образуемые коллегии адвокатов.

Таким образом, процесс объединения региональных коллегий ад­вокатов, начавшийся в годы «перестройки» практически можно счи­тать завершенным. Его положительный результат должен был сказать­ся в обеспечении надлежащего функционирования коллегий адвокатов, повышении их роли в общественной и государственной жизни, в со­вершенствовании правовой защиты населения и общей юридической культуры.

Реальное практическое достижение объединений адвокатов России можно увидеть в проведении съездов адвокатов, связанных с обсужде­нием насущных вопросов адвокатуры, прежде всего вопросов совер­шенствования законодательства об адвокатуре. В частности, адвокатской общественности, активно выступившей против попыток ограничения полномочий органов адвокатуры по самоуправлению, попыток огосу­дарствления адвокатуры, многое удалось. Принятый Федеральный за­кон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции» в этом плане благоприятно отличается от варианта, представленного в Государственную Думу президентской комиссией в начале 2001 г.

Новый закон, к сожалению, проигнорировал сложившиеся адво­катские ассоциации. Им предложена работа с чистого листа: проведе­ние Всероссийского съезда адвокатов и создание Федеральной пала­ты адвокатов Российской Федерации (ст. 35, 36). При этом подчеркивается, что «образование других организаций и органов с функциями и полномочиями Федеральной палаты адвокатов, не до­пускается» (ст. 35 п. 4).

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, как орган адвокатского самоуправления, создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, мест­ного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи (ст. 35).

Всероссийский съезд адвокатов избирает совет Федеральной пала­ты в количестве 36 человек, принимает устав палаты и кодекс профессиональной этики адвоката, определяет размер отчислений адво­катских палат на общие нужды Федеральной палаты, утверждает сме­ту расходов, избирает ревизионную комиссию и пр.

Совет Федеральной палаты избирает из своего состава президента сроком на четыре года и по его представлению трех вице-президентов сроком на два года. Совет Федеральной палаты является коллегиаль­ным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов со все­ми необходимыми полномочиями. Их перечень содержится в ст. 37 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

По теме:
  1. Адвокат - участник судопроизводства (общие вопросы)
  2. Правовое регулирование и общие требования к деятельности  адвокатов
  3.  Адвокат в уголовном судопроизводстве