Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Адвокатура

оказание юридической помощи

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Административное право

Административное право (от administrare (лат.) - руководить, управлять) - отдельная отрасль права в системе права Украины, нормы которой регулируют общественные отношения, сложившиеся в процессе организации и осуществления государственного управления. Именно поэтому административное часто называют «управленческим правом», или «правом управления».

Административное право как одна из основных отраслей публичного права является крупнейшим по объему своего содержания, регулирует огромный круг общественных отношений. Особенностью данных отношений является то, что они возникают лишь в результате властной деятельности, деятельности от имени публичной власти, и в них всегда участвует соответствующий властвующих субъект - орган исполнительной власти, орган местного самоуправления.

Административное право также относится к категории фундаментальных. В этой связи надо подчеркнуть, что в условиях административной реформы значительно повышается его роль как особого инструмента в кардинальной пере ¬ строении всей системы государственной власти.

При определении административного права необходимо учитывать единство трех главных функций, а именно: а) управленческой (т.е. регулирование управленческой деятельности), б) правореализацийнои (реализация прав и свобод граждан), в) правозащитной (защита нарушенных прав и свобод граждан). Именно в рамках третьей функции предусмотрено создание административной юстиции как формы специализированного судебной защиты прав и свобод граждан от нарушений со стороны органов исполнительной власти.

Наиболее тесная связь существует между административным и конституционным правом. Ведь с помощью норм конституционного права закладываются основы правового статуса целого ряда субъектов административного права, фундамент, на котором выстраивается все остальное административно-правовых норм.

Но этим не исчерпывается связь конституционного и административного права. В нормах конституционного права закреплены отдельные общие принципы государственного управления. Например, принцип законности: в части второй ст. 19 Конституции Украины указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Этот принцип получает воплощение в нормативно-правовых актах, регламентирующих процедуры деятельности органов исполнительной власти в различных сферах.

Несмотря на существенные различия в методах правового регулирования, определенные связи существуют между административным и гражданским правом. В отдельных случаях могут совпадать элементы предмета регулирования указанных отраслей. Административное право, как и нормами права гражданского, регулируются определенные имущественные отношения. Но если для гражданского права отличительной особенностью является юридическое равноправие субъектов имущественных отношений, то в административном праве имущественные отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с реализацией субъектами своих властных полномочий. Примером могут служить отношения, связанные с приватизацией имущества, находящегося в государственной собственности, или отношения, связанные с управлением государственным имуществом.

Довольно часто в отечественной практике гражданские правоотношения находятся в сфере административно-правового регулирования, прежде всего там, где для регулирования определенных общественных отношений не хватает возможностей отдельно каждой из указанных отраслей права.

Например, в общем виде форма внешнеэкономических договоров определяется с помощью норм гражданского права, но конкретные требования к информации, которая должна содержаться в таких договорах, определяются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, содержащие нормы административного права. Аналогично происходит правовое регулирование кредитных отношений. В общем виде требования к кредитным договорам сформулированы в нормах гражданского права, но детализированные они в подзаконных нормативно-правовых актах Национального банка Украины.

Это вообще не означает «посягательство» на самостоятельную роль гражданского права в регулировании имущественных отношений, но свидетельствует о том, что государство дополнительно применяет административно-правовой метод регулирования в тех случаях, когда регулируемые отношения представляют значительный интерес именно для государства.

Тесная связь существует между административным и уголовным правом. Последнее как отрасль сугубо охранной направленности создает специфический режим охраны отношений в сфере государственного управления путем установления уголовной ответственности за посягательство на действующий порядок управления.

Административное право определенным образом связано и с трудовым правом. Общим признаком здесь выступает регулирования отношений государственной службы. Хотя государственная служба является одним из ведущих институтов административного права, но в той части, в которой государственная служба имеет признаки трудового процесса, она регулируется с помощью норм трудового права. Это касается прежде всего вопросов рабочего времени, отпусков, дисциплинарной ответственности государственных служащих и тому подобное.

Кроме того, с помощью института административной ответственности обеспечивается охрана трудовых правоотношений. Например, Кодексом Украины об административных правонарушениях установлена ​​административная ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда, а также за правонарушения, связанные с заключением и выполнением коллективных договоров.

Очень выразительными являются связи, существующие между административным правом и так называемыми комплексными, или предметными, отраслями права, к которым относятся финансовое, таможенное, налоговое, банковское, предпринимательское, земельное, аграрное, экологическое отрасли права. Особенности связей с данными отраслями состоят в том, что, во-первых, в них широко используется свойственный публичному праву императивный метод правового регулирования, а, во-вторых, охранная функция этих отраслей реализуется в основном за счет института административной ответственности.

Так, административно-правовой метод регулирования широко используется для регулирования отношений между органами Государственной налоговой службы и налогоплательщиками, между органами Государственной таможенной службы и субъектами внешнеэкономической деятельности, между Национальным банком Украины и коммерческими банками, между органами контроля в сфере экологической безопасности и объектами природопользования.